KyivWorking стал нулевым меридианом, с которого начался бум на свободные пространства, местом зарождения первого в Украине образовательного центра для предпринимателей Startup Ukraine и местом, с которого начали осуществляться мечты и проекты Анны Петровой. Она стала героиней нашего интервью и откровенно рассказала о философии KyivWorking, о том, насколько выгодно содержать коворкинг и об одном из самых тяжелых решений в своей жизни.
Формат коворкинга ты привезла в Украину из-за границы. Какой проект тебя настолько вдохновил?
Впервые формат коворкингов я увидела в Америке, это был коворкинг We Work. Тогда, пять лет назад, их было только два, а сейчас это многомиллионный проект с нереальными инвестициями, Потом был Impact Hub в Вене, после которого я уже окончательно решила «Делаем».
Ты помнишь первый день работы в коворкинге?
Я не помню первый день работы, но я помню открытие. Пустое помещение и только зеленая трава посреди офиса. Помню, как мы в последний час доставляли все необходимые предметы, делали санузел. Это было очень необычное ощущение, не могу передать словами. Пришло человек триста. Это было 31 октября 2012 года. За то лето мы запустили параллельно три проекта: Startup Ukraine, бизнес-лагерь Made in Ukraine и коворкинг KyivWorking.
Какая миссия была у KyivWorking?
Во-первых, создать в Украине новый формат. Мы не ожидали, что люди еще не знали, что это такое, в то время, как во всем мире это был уже тренд.
Нам приходилось объяснять, почему надо работать не дома, не в кафе, а в коворкинге. Во-вторых, цель была создать сообщество креативных предпринимателей, которые бы работали вместе, обменивались опытом и развивались. Tак и получилось. К нам начали приходить ребята, которые потом же с нами и оставались на год, два, три…Были команды, которые вырастали очень быстро. Они начинали с двух человек в коворкинге, потом быстро вырастали и переезжали в свой офис.
Кроме того, одна из задач была – сделать место для проведения мероприятий.
То есть миссия была не только в рабочем пространстве, но и в развитии проектов?
Конечно. Коворкинг поддержал многих предпринимателей. Через нас проходило где-то тридцать процентов IT проектов, остальное – малый бизнес. Мы помогали всем развиваться.
С KyivWorking начался бум коворкингов. Ты себе могла такое представить?
После KyivWorking в Киеве стали появляться подобные места. Особенно эту тенденцию наблюдаю последние полтора года- год. Мы и «Часопис» сыграли свою роль.
Как минимум пять коворкерков, которые сидели в KyivWorking и работали, потом создавали свои коворкинги. Некоторые даже, не стесняясь, приводили своих инвесторов и показывали: «Вот, у нас будет точно также, как у них». Недавно один парень написал мне, что именно наш коворкинг вдохновил его открыть свое пространство.
Это очень приятно. За 4 года мы создали рынок.
Команда Startup Ukraine всегда была в KyivWorking?
Да, это была неотъемлемая часть. Все как-то привыкли говорить, что они идут не в ковокринг KyivWorking, а в StartUP Ukraine, и мы поняли, что эти два проекта неразделимы. В коворкинге мы проводили наши курсы, наши мероприятия, но все же фишка коворкинга была в домашнем уюте, атмосфере и домашних вечеринках.
Как менялся коворкинг за 4 года?
Мы раз десять делали перестановку. Изначально стоял длинный стол, чтобы все вместе за ним сидели. Я сразу сказала, что это не пойдет, но меня пытались переубедить. И я оказалась права.
Изначально коворкинг был открытым пространством, где не было стен даже в переговорке. Мы в этом закладывали философию – чтобы люди были вместе, чтобы обменивались информацией, чтобы учились открытости.
Я поняла, что открытое пространство дает ощущение полета человека.
Менялась команда Startup Ukraine, нас становилось то больше, то меньше. Кстати, позиция администратора коворкинга была той самой точкой, с которой потом переходили работать в команду Startup Ukraine.
Насколько содержать коворкинг выгодно финансово?
Коворкинги, в первую очередь, зарабатывают на ивентах и дополнительных сервисах.
Это не может быть основным бизнесом, так как проект очень нестабильный. Это сезонный проект. Чтобы содержать коворкинг, платить аренду, Интернет, давать людям те удобства, которые мы давали, нужно постоянно вкладывать.
В Америке бизнес, связанный с коворкингами, функционирует более успешно, потому что люди готовы за это платить нормальные деньги. А у нас все ищут подешевле, даже если разница будет в сто гривен.
Мы плавно переходим к главному вопросу: почему ты закрыла коворинг?
Это решение было на повестке дня где-то год. В какой-то момент я осознала, что проект требует много времени, которого у меня не было. Но главным аргументом все-таки было то, что коворкинг выполнил свою роль, и пора придумывать что-то новое. Когда мы начинали это был голубой океан, сейчас — красный, мне стало не интересно. Мы же новаторы и любим создавать новые форматы и тренды. Плюс этому сопутствовали обстоятельства. Отношения с арендодателями всерьез ухудшились, стоимость аренды повышалась.
Плюс, я поняла, что готова сделать проект больше. KyivWorking и Startup Ukraine переросли себя, и пора выходить на новый уровень развития.
Что было самым трудным в переезде?
Свыкнуться с тем, что я его закрыла. Просто с этого помещения все начиналось, начиналась моя мечта. В KyivWorking родилось как минимум неформальное обучение в Украине (Startup Ukraine). Плюс это точка развития предпринимательства в Украине, точка развития Startup Ukraine, точка запуска проектов выпускников. И самое сложное было прощаться с помещением.
Когда сдавала ключи, ко мне пришло осознание того, что душа во мне, в команде, в духе, а не только в помещении. И дальше – больше.
Где вы сейчас с командой работаете?
Мы сейчас работаем в офисе GoIT . Андрей Пивоваров и GoIT – это наши друзья, которые нам предоставили лучший вариант для перехода на новый этап. Это решение выгодно с финансовой точки зрения. Плюс это пространство дает возможность выдохнуть.
В каком виде ты видишь новый коворкинг?
Это будет больше, чем ковокринг☺
Раз уж мы заговорили о планах на будущее. Расскажи о планах Startup Ukraine.
Наша цель – это обучить минимум 100 тысяч предпринимателей, из которых 50 тысяч создадут свой бизнес и возьмет минимум по три человека на работу. То есть, наша цель – предоставить 150 тысяч рабочих мест. Мы хотим, чтобы процент ВВП Украины за три года существенно вырос, чтобы бренд Made in Ukraine развивался и за границей. Мы уже на правильном пути. В этом году я представляла Украину на Global Entrepreneurship network, рассказывала о том, что мы делаем, о том, что в Украине развивается предпринимательство. Мы сейчас заняты структурированием работы, налаживаем систему, развиваем продукты. Это нелегкий процесс и очень болезненный. Потому что одно дело – создать бизнес, а другое – его развить.
И напоследок, три совета тем, кто хочет перемен, но боится:
В первую очередь, нужно понять: чем больше вы тянете – тем больше теряете. В данном случае, это финансовые потери.
Во-вторых, обращайте внимание на знаки и события. Не ждите, что все решится само собой. Примите то, что проект свое отжил, и развивайтесь.
И самое главное: кто не рискует, то не пьет шампанское.
И конечно, создавай в Украине! Дальше –больше!
comments powered by HyperComments